Как ходить в туалет на эльбрусе, Полезные советы для восхождения на Эльбрус

Как ходить в туалет на эльбрусе

Кстати что там за приключение то было? Только не в пансионате " Эльбрус"!!!! Поначалу идти было не сложно и не страшно. Ранее друзья уже предлагали мне эти заниматься, и я даже провела групповое путешествие.

Минус — кошки долго одевать, иногда приходится подтягивать ремешки. У Андрея были такие ботинки. Минус: в таких ботинках по улице ходить не будешь, т. Можно для акклиматизации что то. От струи обязательно. Минимальный набор индивидуальной аптечки нужен.

На выбор короче. Лейкопластырь, бактерицидный пластырь, перекись, зеленка, бинт, жгут, кетанол, кеторол или анальгин, терафлю, витамин C растворимый шипучий по 1 мг, эластичный бинт, депантенол, крем от загара, гипоксен.

Вместо депантенола купили пантенол и не прогадали, т. Также не хватило в нашей аптечке аспирина и люголя. И не хватило глюкозы с витамином С таблетки.

Если жить не в приюте, то понадобится групповое снаряжение:. Изучив множество отчетов о происшествиях на Эльбрусе, мы их сгруппировали и приняли меры к их предупреждению. Купили билеты на самолет до Минеральных Вод заранее, т.

Естественно, когда выезжали, взяли с собой рулон стрейч-пленки. Нельзя не упомянуть об этом. И дело не только в том, что мы ее продаем, просто самый простой подсчет показывает правильность нашего решения. Например, у нас было 4 рюкзака. Слетать туда и обратно — это, по идее, 8 запаковок. Один раз обернуть багаж в аэропорту — рублей.

Даже если заказать один рулон за рублей и доставку у нас за рублей, то вышло бы всего рублей. Ну да ладно. Долетели нормально, не считая того, что на посадку мы заходили со второго раза, т. Мы уже метров со ста при посадке снова начали набирать высоту и ушли на второй круг. Со второго сели:. В Минводах нас встречали на микроавтобусе трансфер до гостиницы. Доехали уже по темноте до Терскола, набрав высоту с до метров.

Приехали, заселились, легли спать. Когда поднялись с до метров, то все начало раздувать. От животов до продуктов. Например, вот как раздулся пакет чипсов, купленный в Минеральных Водах. Как уже писал выше, наш план акклиматизации немного был изменен. Вообще, что такое акклиматизация и для чего она нужна? Акклиматизация — это приспособление нашего организма к новым условиям.

Причем все усугублялось тем, что в нашем случае акклиматизация нужна была не для того, чтобы хорошо себя чувствовать там, куда мы приехали как в случае, когда вы приезжаете на отдых в другой климат , а нужна, чтобы наши организмы привыкли и были готовы действовать в условиях гипоксии — нехватки кислорода.

То есть нам нужно было акклиматизироваться на будущее, чтобы осуществить восхождение на высоту свыше 5 км. Альпинисты давным-давно заметили, что для того, чтобы подготовиться к высотному восхождению, нужно постепенно, ступенчато, медленно набирать высоту, а затем спускаться, и так с каждым днем все выше и выше.

Само пребывание на высоте метров высота поселка Терскол — уже начало горной акклиматизации. Соблюдая классический план акклиматизации, в первый день мы пошли до обсерватории. Это настоящая действующая международная астрономическая обсерватория.

Располагается на высоте метров. Задач у нее много, но из понятных: слежение за солнцем, за кометами и взаимодействие с расположенной недалеко Баксанской нейтринной обсерваторией. Подняться туда можно только пешком, чем мы и занялись.

Дорога туда ведет относительно хорошая. По дороге открывается чудесный вид на сам Эльбрус, а также на водопад Девичьи косы. Очень красиво. Ошибкой было только то, что не все продумали защититься от солнца, поэтому шея, уши и нос обгорели особенно у меня. Пришлось использовать пантенол. Также, на высоте, холодно, да еще и ветер дует, поэтому на следующий день, у некоторых уже были признаки простуды. Поднялись, пообедали чаем и шоколадкой, пошли вниз.

Пока спускались, встретили молодых туристов, которые хотели заночевать в районе обсерватории. Завязался разговор о диких животных, волках, медведях, и кто кого может съесть. У нас отличился знанием фауны Александр.

Мы и предположить не могли, что Александр знает все о хищниках Приэльбрусья:. Вся дорога заняла у нас около 6 часов. Мы дико проголодались и по совету дежурного МЧС поехали в место, единственное, конечно, где готовят лучший шашлык.

А там рядом и поляна Нарзанов оказалась это там, где Нарзан из земли бьет ключом в 15 местах. Так прошел первый день. Устали очень. Спать легли, еще было светло. Тем более что на следующий день решили встать пораньше. Вот и наступил второй день.

Согласно плану собрались на гору Чегет. Проснулись, как и хотели, рано. Позавтракали, вышли. Начало подъема у нас было запланировано от поляны Чегет.

До поляны дошли, наверное, минут за 30 и пошли круто вверх, к вершине Чегета. Идти было уже раза в 1,5 больше, выше, круче, чем на обсерваторию. Дорога на Чегет пролегает прям под канатной дорогой. Ошибиться с этой дорогой трудно, т. Шли медленно. Слева был красивый ледник «Семерка». То и дело стояли таблички «Стой! Приграничная зона!

Но мы шли и шли. Чем выше поднимались, тем было холоднее, несмотря на солнце, которое стремилось сжечь наши неприкрытые части тела. А впереди горизонт, который был близко, т. Особенно когда ждешь вершину, каждый горизонт кажется крайним, что вот-вот за ним вершина, а на самом деле еще идти и идти…. Помню, идет человек. У него как лук у Робин Гуда за что мы его так и прозвали — лыжные палки на веревках. Я спрашиваю: «Товарищ, ты почему палки не в руках держишь, как все нормальные люди, а за спиной?

Ну, я ему и объяснил. Палки трекинговые нужны, потому что:? Когда мы спускались, он палки уже держал в руках, правда, шел еще вверх. Ну так вот, дошли мы до вершины, вот только было непонятно: в Википедии высота Чегета — м, а мы были на вершине уже на — Предположили, что у Чегета несколько вершин, и из доступных та, которая пониже.

На Чегете пообедали стандартным набором из чая, шоколадки и банана. Час посидели, пообщались с другими группами, которые тоже проходили акклиматизацию. Пошли вниз. Но вниз решили не идти, а спуститься на канатной дороге, т. Третий день изначально планировали как день релакса. Хотели просто походить не выше , а начали форсировать события.

Полезли на м. Поднялись на канатной дороге до Гара-Баши, приют «Бочки» Кстати, канатных дорог сейчас две. Одна — старая, рабочая, другая — новая, дороже на рублей, но она постоянно то ли ломалась, то ли еще что, но люди висели в кабинках без движения часами. Так вот, поднялись мы до «Бочек», оттуда пошли пешком до «Приюта».

По стечению обстоятельств она сгорела, но это место носит обобщенное название «Приют 11», несмотря на то, что там сейчас несколько приютов. Первый раз мы изучали кошки, подгоняли под себя.

Первый раз пошли в кошках. До приюта дошли за 2 часа. Движение от «Бочек» до «Приюта» уже проходит исключительно по снегу. От солнца снег размокает, ботинки тоже мокнут. Ноги тяжелеют. Солнце светит о-очень ярко, на глазах очки или маски 3 или 4 степени защиты, главное, чтобы свет не попадал под них, т. Высота в на третий день пребывания очень хорошо ощущается. Сил нет, настроения нет, аппетит вялый. В этих условиях мы нашли склон покруче и начали тренировать срыв и самозадержание ледорубом.

Кувыркались вперед, назад, срывались и зарубались. Все промокли и устали. Решили еще чуть набрать высоты, а там и пообедать. Набрали метров , начали обедать. Под действием гипоксии у ребят начались эмоциональные недовольства. Короче, от занятия «Спуск в кошках» ребята отказались. В итоге, я пошел вниз с сильным отрывом, т.

Так мы и спустились, пешком к «Бочкам», а там по канатной вниз к Азау. Как вы знаете, за нашим восхождением следило много людей. Соответственно у некоторых из них были знакомые и в Терсколе. Итак, мы, спустившись вниз, встретились с местным жителем для обсуждения добора необходимого снаряжения. Поужинали в Азау и выдвинулись в гостиницу для отдыха и сбора. Четвертый день по плану был днем отдыха. Но отдыха в Терсколе весь день! А мы отдохнули пару часов и потом поехали на приют «Бочки» м.

Утром впервые мы встали не спеша, без будильников. Все дни были солнечные, невзирая на прогнозы погоды. Сходили в одно местное кафе, позавтракали, затем пошли за снаряжением. Вообще со снаряжением в прокат проблем тут нет. Есть несколько довольно крупных пунктов. Среди них по дороге из Терскола в Чегет есть два: пункт от клуба «7 вершин» и «Культур-Мультур». Мы спокойно, кидая камушки в реку Баксан, которая идет вдоль дороги, дошли до второго. По дороге встретили Спартака Старкова Спартак — ветеран войны в Афганистане, который в качестве поддержки приехал к нам из Москвы.

Спартак нас обратно на своей машине довез до отеля. В отеле мы договорились о том, чтобы оставить свои вещи, которые нам точно не пригодятся, на горе сувениры, кроссовки, одежда для возвращения домой и т.

Собрали свои тяжелые рюкзаки и двинули. К вечеру мы уже заселились на «Бочки». С заселением помог друг Спартака — Руслан. Наша «бочка» представляла собой контейнер с одной дверью посередине, двумя небольшими окошками в торцах ближе к потолку, и двумя группами кроватей по 4 штуки. Проживание стоило рублей в сутки. Мы заняли 4 койки и начали готовиться ко сну. Помню свои ощущения: еще не отпустила простуда, пью терафлю, пью витамин C по мг в сутки при рекомендованных 90 мг в сутки на взрослого человека , пульс в покое крадется к отметке в ударов в минуту.

Электричество в этих бочках дают раз в сутки с 20 до 22 часов, с помощью генератора. Темнеет рано. Интересный ужин у нас получился. Пошли мы на ужин со своим джентльменским набором из лапши «Доширак» и тушенки ну, чай да хлеб не описываю. Тушенка, которую купили в Терсколе, оказалась какая-то странная, и только Роман нашел в ней изюминку, остальные же воротили нос, хотя и ели. Так вот, вагончик рассчитан человек на Нас четверо, и еще там была группа человек Сидим, едим.

Смотрим, что им девушка местная суетится: готовит, накладывает, развлекает. Потом уже выяснилось, что это у них «все включено».

А мы тогда не знали. Но произошла странная вещь: минут 15 на все про все, и их девушка-повар говорит им, мол, давайте закругляйтесь, у меня следующая группа на подходе. Прогнала их. А как только последний из их группы исчез из поля видимости, она обращается к нам: «Это я их ради вас выгнала, я лучше вас буду кормить их лазаньей»: Уж не знаю ее мотивы, но зато мы поели нормальную еду: Так она нам еще этой лазаньи оставила на следующий день!

Ладно, отойдем от лирики. Поужинали, помылись ковшичком талой водички, потому что жалко питьевую воду, легли спать. Спали относительно нормально, утром проснулись, но радости я не помню. На высоте около уже начинаются процессы, при которых усвояемость пищи ниже, уже начинаешь терять вес, сон в каких-то моментах поверхностный и т.

Утром встали, позавтракали остатками былой роскоши привет от Зули , собрали свои вещи и вышли на стартовую площадку так я назвал стоянку снегоходов.

Отзывы о наших походах

Спартак договорился с Русланом, чтобы нас отвезли на снегоходах от «Бочек» до «Приюта», поэтому от этого предложения мы уже отказаться не могли. Утром вышли, ждем наших снегоходов, солнце ярко светит, штиль, одним словом — благодать! Пока ждали 30 минут снегоходы, уже солнце вступило в неравную схватку с надвигающимися облаками.

Гигиена при восхождении на Эльбрус

Так начался пятый день. Чем выше мы поднимались, тем хуже становились условия обитания. Приют «Мария», в котором мы остановились — это прямоугольный барак, разделенный на 3 помещения фанерными перегородками. Два из них — это спальные помещения с нарами, вместимостью если бочком лечь по 12 человек 6 снизу и 6 вверху , и помещение столовой. Из цивилизации — газовый баллон и электричество от генератора с 20 до 22 часов.

Мы как заехали, долго не сидели. Вещи бросили, взяли необходимое снаряжение, одели кошки и пошли. Погода портилась на глазах. От солнца не осталось и следа. Туман на самом деле это просто облака, которые шли на высоте 4—5 км.

Поднимающийся ветерок. Глаза слепит. Дышать уже непривычно и тяжело. Вернее, дышишь ты легко, да только толку мало — не «надышиваешься»: По плану это был наш крайний акклиматизационный выход. Мы планировали дойти минимум до скал Пастухова метров названы в честь Андрея Васильевича Пастухова — русского альпиниста, геодезиста, гляциолога, этнографа, биолога и исследователя Кавказа , а максимум до Косой полки т.

Александр в интернете почитал, что кто-то так ходил. Ну и пошли. Высота начала движения около метров. Идем след в след. Я иду впереди, задаю темп, выбираю дорогу, меняю шаг. Дорогу приходится выбирать, т. Не специально конечно, просто они возят туристов вверх и вниз, а дорога одна. Вот и получается, что вроде нашел следы, а они прерываются, или следы нашел не в нашем темпе, или неправильным шагом.

Неправильный темп — это слишком широкие следы.

«Заглядывала в жерло вулкана»: россиянка о походах в горы Непала и экстремальных ситуациях

Они, как правило, недолгие, т. Неправильный шаг — это когда любители идут так, что у них кошки проходят одна над другой, а так ходить нельзя. Мы же, как по учебнику, шли при небольшом угле подъема — прямо в лоб, при увеличении переходили на елочку, а дальше либо для смены шага, либо при увеличении угла еще больше переходили на подъем зигзагом.

В руках держали палки, т. До идешь вдоль параллельной скальной гряды, на — скалы Пастухова — еще не такие большие углы возвышения. Пока шли, погода ухудшалась все сильнее.

Мы не боялись т. Шел то снег, то снежная крупа, то ветер. Идти было трудно. В какой-то момент то ли сам заметил, то ли кто-то из нашей группы обратил внимание на то, как сверху катится черный пакет.

От усталости лично я не задумался, почему пакет катится вниз, а не по ветру в сторону. Я даже направился к нему, хотел пнуть ногой, а пакет оказался камнем сантиметров 60 в диаметре, который катился вниз и запросто мог раздавить человека или сломать ратрак. Крикнув в облако дальше метров все равно ничего не видно «Камень! Когда до скал Пастухова оставалось метров , сил уже было крайне мало, а голова, казалось, лопнет по швам, как спелый арбуз, и глаза вылезут из орбит.

Каждое слово доставляло головную боль, поэтому я молчал. Чуть выше скал Пастухова мы встретили то ли поляка, то ли шведа. Он там ночевал вместе с МЧС в палатках. Палатки у них были хорошие, высокогорные. На языке жестов и палкой на снегу мы обсудили политические вопросы, санкции, ЕС, Меркель и Обамыча, и, конечно, погоду.

Он говорил, что погода, мол, скоро будет супер хорошая. Посовещавшись, мы решили подняться еще чуть-чуть, пока либо не наступит контрольное время , либо кому-то не станет очень плохо. Совпало все. Роману стало плохо точно в Мы пошли вниз. Удивительно, что как трудно идти вверх, и так же трудно идти вниз, только вниз идти веселее но в тот раз не для Романа. Спустившись вниз, у нас с Сашей случился приступ необоснованной радости: минут десять мы смеялись, радовались, выпили по ампуле анальгина на фото , а потом эйфория сменилась апатией.

Саша стал злым, а я, помню, лег, т. Рома в это время под присмотром Николая Григорьевича прочувствовал этапы горной болезни, где-то до середины возможных.

Эльбрус с Севера в мае или «как высидеть вершину?»

Если бы у него начался отек легких, тогда мы бы его спускали, но решили подождать, ведь мы и так с высоту сбросили до Александр о самочувствии: «Сильная слабость, нервозность, голова раскалывается, апатия, сырость, холод, ощущение, что заболеваешь».

Роман о самочувствии: «Без комментариев». Он прочувствовал горную болезнь по полной. Четвертый час боролся с ней. Сейчас состояние стабильно плохое. Андрей: «Пока шли, голова трещала по швам, думал, как спустимся, пройдет, ан нет, пришлось выпить ампулу анальгина. Попытался уснуть — пульс зашкаливает… Встал, начал бродить, отпивался чаем».

Всего наш поход длился 4,5 часа, набор высоты составил метров, но это были самые тяжелые метров за все дни. Теперь нам предстоял самый тяжелый путь — путь наверх.

На высоте пища усваивается плохо. За каждый день пребывания на такой высоте можно скидывать до 1 кг. Хочется спать, но уснуть не можешь, а если засыпаешь, проваливаясь в сон, то неожиданно просыпаешься, после чего опять долго пытаешься заснуть. Если с самого начала мы хотели совершать восхождение на следующий день после нашего выхода на скалы, то теперь становилось ясно, что минимум день для отдыха просто необходим.

Рома к вечеру, часам к 21, «отживел». Съел банку тушенки, почитал мой журнал и повеселел. Осознавая, что завтра день отдыха, мы как-то уснули, и спали до утра более-менее хорошо. День отдыха — это всегда приятно. Даже погода нам улыбалась. Ветер стих, вышло солнце. Из местных развлечений было: грызть семечки, пить чай с лимоном, ходить за тридевять земель искать сотовую связь. Я еще ходил искать 3G, т. Еще к нам подселили человек 8 в соседний кубрик. Помню, один член этой экспедиции накануне восхождения пришел с запахом алкоголя и сказал своему инструктору, что не мог отказать местным и выпил коньячку.

Остальные же оказались вполне нормальными, не разговорчивыми, себе на уме альпинистами любителями. К вечеру мы начали готовиться ко дню восхождения. А он был запланирован на следующий день. К слову, так как мы позитивные и дружелюбные, то мы притягивали хороших людей. Вечером нас накормили гречкой с тушенкой соседи из другого домика не подумайте про наших соседей из другой комнаты:.

Ребята настояли на том, чтобы ехать до скал Пастухова на ратраке. Я сдался и согласился. Опасность ратрака в том, что при быстром наборе высоты вероятность возникновения горной болезни в разы выше, чем если подниматься на своих двоих.

Итак, проснулись где-то в час ночи. Завтрак был, в отличие от прошлого дня, обычной водой, которую мы притащили снизу, а не талой. Отступление: талая вода хороша, когда ты ее из холодильника достал, стаканчик выпил, и все.

А когда ты весь день ее пьешь, а обычную не пьешь, то появляется опасность вымывания солей из организма.

Восхождение на Эльбрус, то о чем не рассказывают

Талая вода — дистиллированная в нашем случае, т. Еще отступление: изначально я был противником идти выше скал Пастухова с палками. Я выступал только за ледоруб. Но потом один инструктор из клуба «7 вершин» подсказал лайфхак: ледоруб в руке держишь по всем законам альпинизма, а вот палку одну убираешь, вторую оставляешь, с руки темляк веревка снимаешь и держишь только за ручку.

В случае срыва палку не задумываясь отпускаешь — она улетает. Зарубаешься ледорубом. Ну, а как в себя придешь, у тебя еще одна палка. На еще один срыв:. Ехали с приключениями. Ехали на снегоходах.

На двух. Я ехал на втором с Романом, сзади. Где-то на середине пути наш снегоход забуксовал. Мне было велено спешиться и ждать извозчика. Я слез. Они уехали. Стою я один-одинешенек. Темнота — хоть глаз выколи. Звезды над головой кажутся такими близкими… Штиль. Полная тишина. Ощущение могущества природы и грандиозности гор.

Эх, Александр Сергеевич Пушкин сейчас выразился бы получше. В общем, я рад, что у меня были такие минуты.

Мой Эльбрус

Очень интересно… Но все-таки приехали за мной. Меня одного этот снегоход тоже не смог поднять. Видимо, какие то силы предостерегали меня: не надо быстро заезжать, иди медленно… Но 30 минут времени и телефонная связь позволили моему водителю найти другой, «более мощный» снегоход. И меня тоже доставили к моей группе.

Они сидели меня ждали, а я не сидел, как доехал, почти сразу пошли. Налобные фонарики освещали путь. Шаг за шагом, след в след, медленно, очень медленно мы шли и шли, шли и шли. Другие группы обгоняли нас, кого-то обгоняли мы, при этом мы шли со скоростью ленивой черепахи. Шли красиво. Ну, или шли, и вокруг было красиво: Хотя этим словом не передать ни вид, ни ощущения. Да что словом, его не передать ни фотографиями, ни видео.

Что по мне, так такие минуты въедаются в память и затем заставляют возвращаться обратно, из суеты городов. На высоте более даже зрение работает по-другому нормальная острота зрения возможна при яркости освещения в 2,5 раза больше обычной. Так вот, с рассветом, представьте себе те величественные горы, которые казались большими, во время подготовки, на которые ты восходил по часов, теперь кажутся маленькими. Ты уже видишь горы Грузии, и даже, если знаешь куда смотреть, виден Казбек м.

Горизонт уходит вдаль, и не сразу понятно, где заканчивается небо, и где начинается земля или Черное море. Эльбрус с рассветом создает оптическую иллюзию: ты отчетливо видишь тень от него, где вершина тени много выше горизонта.

Полная природная тишина. Только слышны неспешные шаги да собственное дыхание. Если снаряжение подобрано правильно, по размеру, и ты умеешь его использовать, то оно не ощущается.

Ни холодно, ни жарко. Если останавливаешься, становится немного холоднее, когда идешь — теплее. Солнце вышло — надевай очки.

Подъем флага Центр Переезд на Эльбрус 5 642 м.

Но это еще не все… Ощущение усталости не покидало нас. Несмотря на очень медленный шаг, на довольно частые остановки, усталость была такая, что после отдыха сделать 20 шагов уже в тягость. Воздух наичистейший, его много, дышишь глубоко, а все равно не хватает. В этот раз у нас собралась довольно сильная, почти спортивная, команда, но, тем не менее, мы, как всегда, к акклиматизации отнеслись трепетно, считая, что чем дольше ее проведешь, тем короче будет само восхождение. Каменные Грибы, так называются скальные выходы причудливой формы, которые нам всем не терпелось посмотреть, были целью выхода этого дня.

Мы вышли на маршрут по правой тропе, так как, слева по склону, тропа была частично засыпана снегом, частично обрушена, а правая выглядела по сравнению с ней красной ковровой дорожкой Голливуда. Подъемная тропа по правому берегу ручья Карачаул. Видна поляна и лагеря. Эммануэля-ручей Карачаул, 41 минута, прошли 1 км м. Основная тропа идет по правому, довольно крутому склону ручья Карачаул, но снег на его склонах еще не вполне растаял, и в этих условиях тропа становится скользкой и небезопасной. Поэтому мы перешли ручей и стали подниматься по правому борту.

Тропа полого поднимается по правой стороне ущелья и выполаживается в районе поворота ручья налево. Снег еще не вполне сошел, довольно сыро и грязно. Ручей — конец Аэродрома. Вначале тропа круто забирает вверх, снегу на склоне еще много, затем полого выводит на абсолютно плоское поле, которое называется Аэродром. Считается, что немцы использовали это место именно таким образом. Точных свидетельств этому до сих пор не обнаружено.

Хотя снят полный таинственности фильм про эти места, Гитлера и Шамбалу. Геологи же «диагностируют» это место как дно древнего озера. За галкой - Аэродром. Идти через него было не очень легко, так как снег уже подтаял, и приходилось тропить.

Мы держались левой части, так как нам нужно было в конце Аэродрома свернуть влево, к подъемной тропе на Грибы. По аэродрому, по аэродрому Тропа резко забирает влево, потом вверх, в небольшой цирк, тропы под снегом не видно, но куда идти — интуитивно понятно….

Цирк-Плато с Грибами. Высота 3 м, набрали м, шли 36 минут. Много снега, пришлось тропить. Из цирка нужно подниматься по правому склону вверх, забирая слева направо. Путь вправо вверх по «диретиссиме» показался утомительным из-за большого количества подтаявшего снега. Между нами тает лёд. Был посвящен выходу следующего дня, разговорам, смеху, играм, еде и чаю. Ночевали здесь же, на поляне Эммануэля.

Заброска в Шайбу, бывший приют Олейникова, 3 м. Поляна Эммануэля-ручей, вышли в 8. Ручей-конец ур. Аэродром м. Взлет после Аэродрома. На заднем плане видна тропа через него. Конец ур. Аэродром-середина подъема на перевал, шли 1 час 10 минут, прошли 1 м, 17 минут отдыхали. Тропа, пересекая Аэродром, начинает карабкаться вверх, фактически, по центру склона в сторону в ложбину и забирает немного вправо. Затем, минут на пять в ложбине выполаживается, и снова круто вверх вправо на склон.

После этого забирает тягуном влево вверх в сторону перевала. Идти, конечно, тяжело, всего четвертый день в горах, поэтому идем медленно и делаем привал где-то в середине склона. Середина склона— почти под перевал. Шли 61 минуту, прошли м, отдыхали, кажется, 10 минут. Нужно подниматься сторону разрушенной скальной башни м , обогнуть ее слева, и двигаться в направлении ярко выраженного конуса 3 м , оставляя его справа — это вершина игнимбритового плато.

Перевал — конец Лунной поляны. Прошли метров, шли 49 минут, отдыхали 10 минут. Лебелев в своей книжке утверждает, что название Лунной поляне дал известный в этих местах человек, Аркадий Давыдов. Прошли поляну мы очень бодро, несмотря на то, что немного мело, и видимость была так себе. В конце Лунной поляны перед подъемом немного отдохнули. К этому времени Дима Маслов почувствовал себя очень плохо, сказывалась его медленная акклиматизация. Было принято решение что он пойдет вниз, конечно, не один, а с Аней Шуваловой.

Если пройти минут 10 от хижины Олейникова выше склону, то придешь к верхней хижине Ослика. Впереди на морене виден приют лагеря «Ослик», в простонародье — «Теплый стан». Конец Лунной поляны-хижина Олейникова, в простонародье — Шайба. Вот как описывает это место А.

Лебедев: «Верхний лагерь представляет собой несколько разнообразных металлических хижин, столовую и довольно комфортабельный для этих высот туалет. Впервые построил на этой высоте хижину Николай Петрович Олейников.

Произошло это в г. Тогда мало кто ходил на Эльбрус с севера. Но, несмотря на это, довольно часто случались несчастные случаи. И тогда спасатель Олейников решил поставить здесь хижину, чтобы уменьшить количество людей, замёрзших на северном склоне.

Когда в году в Кабардино-Балкарии объявили КТО контртеррористическую операцию и запретили въезд неместным жителям в долину реки Баксан, то коммерческие фирмы обратили свой взор на северный склон Эльбруса туда по партизанским тропам можно было нелегально завозить туристов. И верхняя хижина Олейникова стала популярной. В настоящее время хижина Олейникова перешла под контроль компании «Выше радуги».

Выход в Мы постарались ее хорошо укрепить, но, тем не менее, через несколько дней ураган разметает наши вещи, а палатку почти унесет. Ее догонит и закрепит Ульян, комендант лагеря. В этот день мы начали собственно восхождение и, по-прежнему акклиматизируясь, сделали промежуточную ночевку, остановившись в живописнейшем месте по дороге на Каменные Грибы. Было пасмурно. Моросил мелкий дождь, который сменялся снегом — это были так называемые снежные ливни, но это не помешало нам быть абсолютно счастливыми.

Мы поставили палатки и закатили пир. Смысла давать тайминг этого подхода нет, все было, как и в прошлый раз. Правда, было довольно морозно. В Шайбе нам выделили место, опять- таки потому, что желающих ходить на Эльбрус с Севера в мае не очень много, и почти все места были свободны.

Мы достали отработку, которую принесли с собой для обогрева получили от Ульяна в Базовом лагере , запалили печку, стали обживаться и готовиться к завтрашнему выходу. Шайба представляет собой деревянное, круглое, обшитое металлическими листами сооружение. Сразу за входом — предбанник, в который сваливаются кошки, ледорубы, лопаты, метлы. Внутри на полу — нары на двоих-троих человек по кругу, разделенные фанерными стенками.

Когда пара-тройка укладывается в своем отсеке спать, то она задергивает штору, сохраняя тайны частной жизни. Стояла чудесная погода. Нашей задачей было подняться до Первого креста у скал Ленца и вернуться назад, в Шайбу. Шли 32 мин. Прошли м. Отдыхали 20 мин. Связались в две связки. Трещин не видно, все забито снегом. Идти легко. Весь путь до скал Ленца был протоптан и просматривался хорошо.

Шли 46 мин. Поворотный камень. Отдыхали 25 мин. Камень прозвали так, потому, что именно у него поворачивают назад первых ослабевшие горовосходители. После поворотного камня начался бутылочный лед, крутизна перед выходом в мульду достигла 30 градусов. Шли 44 мин. Нижние скалы Ленца или Первый крест. На вершине самой первой скалы установлен православный крест и прибита табличка в память о погибших в году семи туристах из Ульяновска.

У Поворотного камня. Пока мы перекусывали в мульде у нижних скал Ленца, погода начала портиться. Поднялся ветер со снежной крупой и сильно похолодало. Поэтому мы приняли решение начать спуск и не подниматься к верхним скалам Ленца.

Совпал с первым днем непогоды. Еще на подъеме к скалам Ленца мы увидели цируса над горой и поняли, что дело плохо. Так оно и случилось — к вечеру погода резко ухудшилась.

Борьба Добра со Злом. И ночной выход на вершину пришлось отменить. Мы не очень расстроились, так как обратные билеты были куплены на е мая. Время у нас было. Отдых затягивался.

Ветер усиливался. Мороз крепчал. Надули шарики. Вышли на Парад, несмотря на ветер, и закатили пир. В туалет выходить не было никакого желания, поэтому на ночь в предбаннике поставили ведро. Отработка заканчивалась.

Стали экономить. В шайбе сильно похолодало. Мы уже устали отдыхать: так как все игры были сыграны, разговоры переговорены, дела какие дела в вечных снегах? Ночь с го на е мая была переломной. Казалось, шайба разлетится всеми своими железными листами по склонам горы. Ветер оторвал веревку, которой была прикручена дверь в тамбур, и его замело снегом.

Я проснулась от холода и от грохота. Печка потухла, но все спали. Я встала, увидела распахнутую дверь она открывается наружу и решила дотянуться до обрывка веревки, чтобы притянуть за нее дверь. Не тут-то было!

Ветер схватил меня и буквально вытолкнул наружу. Я чудом уцепилась за косяк, опять-таки каким-то чудом поймала обрывок веревки и по частям втащила себя в Шайбу. Ни за что бы не поверила, что такое возможно. Подтащить дверь к себе за веревку мне удалось с большим трудом, но удержать и, тем более, намотать на гвоздь сил уже не было.

Пришлось кричать и звать на помощь Сашу. Ребята быстро проснулись, спасли дверь и меня. И мы легли досыпать….

В этот день мы поняли, что выход на вершину может состояться, хотя понимали, что от тропы ничего не осталось, и до скал Ленца придется пробиваться в глубоком снегу. Снега выпало очень много, и это, несмотря на красоту склонов, очень расстраивало нас. Вид на приют Олейникова сверху после непогоды. Так как за три дня сидения мы приготовили для восхождения все, что можно, нам осталось в этот день поужинать, заснуть, проснуться, позавтракать в 23 часа вечера и выйти на гору.

Фото года. На вертолетной площадке в мульде можно поставить палатку, только нужно помнить, что в мае дуют очень сильные ветра. Нужно тщательно следить за прогнозом. Первоначально мы планировали сделать именно так — заночевать в палатках на скалах Ленца.

Но потом, посмотрев прогноз, отказались от этой затеи, и как оказалось, поступили абсолютно верно. Ранний завтрак или поздний ужин. Вышли в Сразу связались, чтобы не тратить время на маршруте. Погода отличная. Мороз и звезды. Сразу начали, меняясь, тропить. Снега очень много. Начали спускаться очень быстро, но вдруг зацепились за клиента одной компании, который шёл невероятно медленно, считалось, что мы ему помогаем и потеряли темп.

На нижних скалах Ленца чуть не случилась драма. На участке бутылочного льда на границе с мульдой поскользнулась и упала Аня Шувалова. Поняв, что она сейчас полетит вниз, я попыталась столкнуть её в мульду, упав ей под ноги. Но она уже начала набирать скорость, столкнула меня, и мы покатились вниз прямо под ноги Саши Родичева, которому ничего не оставалось делать, как нас спасать.

Он просто накрыл нас собой и остановил падение. Всё происходило очень быстро, но и ужас, и радость были острыми. Это происшествие ненадолго взбодрило нас, но уже очень скоро мы затосковали: снег превратился в кашу, мы проваливались по колено, солнце жарило, чтоб оно пропало, участники засыпали, наступали на верёвки, верёвки дёргались … Мука, а не спуск.

Тем не менее, в В этот же день с хижины вниз к Базовому лагерю ушли Дима Маслов и Аня Шувалова, остальные пили бесконечный чай и спали. Встали рано, в 4. Собрали рюкзаки. Спустились в Джилысу. Посидели в целебной ванне. Загрузились в две машины, одна из которых была Димина, с которым мы заранее договорились о том, что он нас заберет. Кстати, трансфер туда-обратно с человека — 3 Первый день, Двенадцатый день, Приют Олейникова — вершина - приют Олейникова.

Тринадцатый день, Приблизительный список личного и группового снаряжения можно скачать тут. Это описание было создано в рамках проекта «Трамонтана на Эльбрусе». Что это за проект? Мы уверены: если сотрудник экипирует тебя на эту гору, он должен сказать: «Я там был». Ну, или хотя бы собирался там быть Нам не хотелось идти на вершину традиционным путем, с Юга. Поэтому данное описание, практически, будет чисто практическим: откуда, куда, сколько, в чем… Зачем — уже понятно.

Итак, Сроки восхождения: Начнем с участников…и того, что на них. Александр Родичев, 49 лет. Флисовый утеплитель: не было. Штормовые брюки: мембранные самосбросы Millet Alpinist Stretch. Штормовая куртка: Millet Alpinist stretch. Подходные брюки: TrangoWorld. Бриджи пуховые: Fjall Raven. Пуховая легкая куртка: не было. Пуховая бивачная куртка: Трамонтана теперь Смага. Перчатки: Extremities Windy две пары. Рукавицы пуховые: Montbell. Носки: Lorpen Heavy Trekking — две пары, Montbell — три пары.

Подшлемник: не было. Шапка: Montbell. Рюкзак штормовой: нет. Спальник: Сивера Шишига Кошки: Grivel Airtech. Очки: Julbo Run. Каска: не было. Палки: Black Diamond Trail. Термобелье среднее низ и верх: Montbell Expedition W. Флисовый утеплитель: Сивера Сноуи Про. Пуховый свитер: Montbell Superior down. Рукавицы: Camp Hot. Носки: на подход — одна пара шерстяных тонких Montbell , на гору — две пары шерстяных тонких Montbell. Бивачные носки: Extremities Mountain Toesters Long — офигенные.

Бандана: Buff Origina l. Ботинки: La Sportiva Spantik. Рюкзак треккинговый: Lowe Alpine Expedition Спальник: Сивера Шишига — замерзла. В хижине. Кошки: Black Diamond Cyborg. Очки: Julbo Monterosa 3 , были слабоваты. Глаза очень уставали. Обязательно нужна четвертая категория.

Термос: Montbell 0. Флисовый утеплитель: нет. Синтетический утеплитель: Arcteryx Atom Light. Пуховая куртка: Сивера Видь. Пуховая куртка толстая: Сивера Волин. Ходовые брюки: тонкие - Сивера Денница , толстые — Сивера Алпаут. Рукавицы: Black Diamond пуховые. Шапка: Сивера. Бандана толстая: Buff с флисом.